Все, что мы знаем о голосе
Смеемся мы или плачем, радуемся или печалимся, без него никак не обойтись. Нежный, звучный, металлический, мягкий, вкрадчивый, властный, ласковый и Бог знает какой еще — голос озвучивает все мыслимые человеческие эмоции и состояния. Сам голос нередко оказывается убедительнее произносимых им слов. Энергия звуков помогает не самым красноречивым говорунам настоять на своем и победить враждебность и агрессию оппонентов.
То, каким голосом будет говорить человек, во многом зависит от матери. Именно ее голос, бесконечно меняющийся в самых разных ситуациях общения с ребенком, младенец уже в раннем возрасте принимает за своеобразный эталон. Сейчас будущим матерям всерьез предлагают начинать занятия с ребенком еще до его рождения — разговаривать, петь песни и заводить ему музыку. Западные умельцы изобрели даже специальные бандажи для беременных с мини-колонками.
Крик новорожденного, по большому счету, мало чем отличается от «голоса» его дальнего родственника — только что родившегося примата. Потом, в течение первых месяцев жизни, младенец проходит семимильными шагами путь многих поколений своих предков. Уже в 3-4 месяца он вовсю пользуется голосом — лепечет, гулит, агукает, прежде всего подражая матери.
Девочки «обретают голос» раньше мальчиков и пользуются им с куда большей охотой, чем представители сильного пола, не упускающие случая упрекнуть милых дам в болтливости. По одной из антропологических теорий, именно женщине человечество обязано развитием голосового аппарата. При этом ученые ссылаются на древнюю тетеньку возрастом 200 тысяч лет, у которой откопавшие ее археологи якобы обнаружили следы соответствующих генных мутаций. Мутации такой давности — дело, конечно, темное. Одно несомненно — за прошедшие тысячелетия многие прапрапра...внучки древней болтушки научились наповал сражать своими нежными голосами нынешних «охотников на мамонтов».
Тоновый диапазон человеческого голоса — от самого низкого до самого высокого его звука — обычно располагается в пределах от 64 до 1300 герц, причем разговорный, «бытовой» голос занимает примерно одну десятую этой шкалы. Не густо... Голоса певцов намного «больше».
Мужские голоса обычно помещаются в двух с половиной октавах, женские — иногда выходят за пределы трех. Верхним пределом голосистых оперных примадонн принято считать фа третьей октавы в арии Царицы ночи из моцартовской «Волшебной флейты».
Силу голоса, как и силу звука вообще, измеряют в децибелах. Для примера: интимный шепоток — это 30 децибел, а гневный окрик — 60. У оперных вокалистов сила звука доходит до 110-130 децибел, иначе они никогда не перекрыли бы многолюдный оркестр. Совсем рядом — сирена «скорой» и рев движков самолета (100-120 дБ). Тембр — особая, индивидуальная окраска голоса, зависящая от обертонов. Обертоны можно сравнить с цветовыми оттенками в живописи. У каждого голоса — свои обертоны, придающие ему индивидуальный отпечаток, чем-то похожий на дактилоскопический оттиск. Кстати, во многих странах аудиозапись признают полноценной уликой и считают одним из способов идентификации человека.
Банальная фраза о том, что мужчины любят глазами, явно искажает действительность. Истории известны многочисленные примеры того, как эти исключительно «глазастые» существа влюблялись ушами. Иногда — в поющий голос, как в случае с великим русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым, положившим всю свою жизнь к ногам певицы Полины Виардо. Но гораздо чаще — в обычный разговорный голос, и в телефонной трубке, и в жизни.
Кстати, сексуальная слава легендарной Клеопатры во многом была связана с ее божественно-эротичным голосом. Когда царица хотела потрясти воображение какого-нибудь свежеприбывшего кавалера, она не спешила появиться перед ним во всей красе и начинала беседу из-за занавески. Голос этой сирены сводил с ума и создавал особую ауру необыкновенно привлекательной женщины. Голос для женщины — не менее сильное оружие, чем престижная одежда или дорогая косметика. Главное — не выходить из задуманного образа. Жизнерадостной барышне подойдет звонкий «колокольчик», а бизнес-леди требуется что-то более сильное и густое. Далеко не всем женским голосам присуща особая сексуальная притягательность.
На Западе довольно много школ для непрофессионалов, где учат быть обольстительными самых обычных женщин, в том числе делая более сексуальными их голоса (значит, не все так безнадежно с голосом, которым наделила нас природа?). «Курс голоса» в таких школах — самый дорогостоящий, ведь преподают его дипломированные мастера сценической речи. Говорят, на Ближнем Востоке в мусульманских странах в страшном подполье работают свои женские школы. Первым и главным предметом в них идет тренинг мышц влагалища, а вторым — обучение владению голосом.
Профессионалы говорят, что самым что ни на есть певческим состоянием можно считать обыкновенный... зевок. Если зевнуть всласть, можно почувствовать, как язык распластывается, мягкое небо высоко поднимается, а гортань, наоборот, опускается. «Во рту — как в церкви, — говорит Вдовин, — а в церкви под высоким куполом, как известно, хорошая акустика». Теперь, выстроив акустику во рту, попробуй что-нибудь сказать или спеть «на зевке» — ты получишь некоторое представление о том, как извлекают звуки сладкоголосые профи.
Говорят, что в последнее время настоящие большие голоса стали встречаться все реже и реже. Виновата, скорее всего, проклятая урбанизация — где, спрашивается, петь во весь голос современному горожанину, который и голос-то повысить боится? А ведь пение — это художественно оформленный крик.
Народные рецепты для голоса вроде коктейля из яиц — чепуха на постном масле. Хотя каждый вокалист мудрит по-своему: один не ест творога перед концертом, другой — на дух не переносит винограда перед спектаклем. Конечно, голос надо беречь, как любой дар Божий. Научные рецепты по его сохранению напоминают советы пекущимся о своей красоте: высыпаться, не злоупотреблять острым, сладким, соленым, никотином и алкоголем, соблюдать режим и не забывать о чувстве меры. Тогда никакие особые лекарства и не потребуются — пой и говори на здоровье.